Электронные больничные листы существуют с 2017 года и обладают такой же юридической силой, как и традиционные бумажные документы о временной нетрудоспособности. Они становятся всё более популярными благодаря многочисленным преимуществам. Рассмотрим их подробнее.
Процесс оформления и получения
Для работника, который получает электронный больничный лист, закон требует немного: необходимо уточнить у кадровой службы компании возможность обработки электронного документа, дать письменное согласие, получить номер больничного листа в поликлинике или больнице и сообщить его работодателю.
Далее, работник может отслеживать движение документа и начисление выплат на портале https://lk.fss.ru/recipient/ после входа в личный кабинет на сайте госуслуг.
Электронный больничный лист удобен не только для компании, но и для сотрудника. Этот важный документ часто теряется или повреждается, если оформлен на бумаге. В случае с электронным листом процесс получения упрощается, и пособие гарантированно будет начислено.
Однако, несмотря на все преимущества, у застрахованных лиц возникают вопросы, связанные с использованием электронных больничных листов. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
- Работнику предлагают оформить больничный лист в электронном виде, но он не уверен, что используемое в компании ПО соответствует требованиям законодательства. Ответ: ведущие разработчики бухгалтерского и кадрового ПО адаптируют свои продукты в соответствии с требованиями ФЗ-255 и ФСС. Также можно использовать бесплатное ПО от ФСС.
- Можно ли продолжить больничный лист в электронном виде, если первичный документ был оформлен на бумаге? Ответ: закон позволяет такое оформление, так как обе формы документа юридически равнозначны.
- Можно ли оформить больничные листы в двух формах при работе по совместительству? Например, по основному месту работы — электронно, а по совместительству — на бумаге? Ответ: да, можно.
- Как медицинское учреждение должно информировать работника о номере больничного листа? В какой форме передавать сведения на работу? Ответ: закон не требует специальной формы, это может быть устное сообщение, сообщение по телефону или электронной почте.
- Что делать, если в личном кабинете пациент обнаружил ошибку в названии компании, где он работает? Будет ли начислено пособие? Ответ: при незначительных ошибках фирма идентифицируется Фондом по регистрационному номеру, и документ не переоформляется. В случае грубых ошибок требуется переоформление листа и ввод его дубликата в систему.
- Что делать, если администрация готова принять электронный больничный лист, но врач отказывается его оформлять? Ответ: необходимо обратиться к руководству медучреждения, если отказ врача необоснован.
Как оформить больничный лист онлайн
В связи с распространением штамма «Омикрон», Минздрав разрешил гражданам с симптомами ОРВИ оформлять больничные дистанционно. Ведомство разъяснило, как воспользоваться этой услугой.
Теперь при симптомах ОРВИ или COVID-19 можно обратиться на горячую линию «122» или в колл-центр поликлиники по месту жительства. После дистанционной консультации амбулаторным пациентам оформляют электронный лист нетрудоспособности на семь дней. Сдача ПЦР-теста не требуется.
С 1 января 2022 года все работодатели обязаны принимать больничные листы от сотрудников исключительно в электронном виде. Система Кадры подготовила для вас подробную инструкцию по работе с электронными больничными в 2022 году >>>
Если через неделю состояние здоровья нормализуется и не будет признаков респираторного заболевания, больничный можно закрыть дистанционно, без необходимости ПЦР-теста и визита в поликлинику. При сохранении симптомов заболевания, к пациенту на дом приедет медицинский работник и продлит лист нетрудоспособности.
«Эта мера, разработанная Минздравом России, позволяет избавить пациентов с легкими симптомами от лишних визитов в поликлинику. Врачи смогут быстрее прийти на дом к тем, кто действительно нуждается в их помощи. Новый порядок оформления больничных листов действует до 15 марта», — подчеркнули в пресс-службе Минздрава.
Ответы на 7 главных вопросов февраля в Системе Кадры
- Как заполнить новую карточку военнообязанного или призывника для воинского учета с 2022 года?
- Как предоставлять в ФСС информацию о сотрудниках с 2022 года?
- Как подавать форму СЗВ-СТАЖ в 2022 году?
- В какие сроки сдавать отчет СЗВ-ТД в 2022 году?
- Какие изменения по охране труда должны учитывать кадровики в 2022 году?
- Как работодателю получить информацию об электронном больничном?
- Как внести запись о приеме на работу в трудовую книжку, если компания не издает приказы о приеме на работу?
Подборки образцов от Системы Кадры, полезные для любой компании:
- Образцы Положений для различных ситуаций
От обязательных, таких как Положение о работе с персональными данными и Положение об оплате труда, до необязательных, но полезных, например, Положение о дистанционной работе, об архиве, о коммерческой тайне и другие. - Большая подборка журналов учета
От тех, которые обязательны в каждой компании, например, журнал регистрации несчастных случаев, до специфических, например, журнал учета корреспонденции, выдачи доверенностей и копий трудовых книжек. - Образцы инструкций по охране труда
Готовые образцы типовых инструкций по охране труда для различных специалистов, работающих в разных условиях. Все инструкции разработаны с учетом приказа Минтруда от 29.10.2021 № 772н. - Образцы должностных инструкций для специалистов различных должностей
Собраны образцы более 20 000 готовых инструкций для типовых и уникальных должностей, с учетом профессиональных стандартов и без. - Образцы заявлений для различных случаев
Шаблоны и образцы заявлений, которые пригодятся как работникам, так и кадровикам. Это заявления, необходимые всем: о приеме, отпуске, увольнении, а также те, которые понадобятся реже, например, о переводе, материальной помощи, выдаче конкретной справки.
Образцы кадровых документов от экспертов, которые пригодятся в работе каждой компании