Обязан ли я, как создатель, платить за дорогу, ведущую к моему дому на участке для ведения садоводства и огородничества, и кто должен платить за ее содержание, если на то есть законные основания?
Ответы юристов (1)
В соответствии с законодательством РФ, если дорога к Вашему дому проходит по частной территории жилищно-коммунального назначения, то Вы должны соответственно договориться с собственником земли о порядке пользования этой дорогой. Если соглашение не предусматривает порядок пользования дорогой, вам необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Для решения данной задачи необходимо проанализировать документы, регламентирующие право собственности на землю и право пользования дорогой. В частности, необходимо определить, к какой категории земель относятся участки, используемые под дома, и используются ли дороги, проходящие через садоводческие объекты.
Для этого могут потребоваться следующие документы.
По результатам анализа документа определяется, обязан ли владелец участка ДНП платить за использование этой дороги.
Правовые нормы, применимые к данному вопросу, зависят от того, созданы ли правовые основания для содержания дороги. Если дорога выделена в общую собственность садоводческого товарищества и арендаторов, то ее содержание регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе статьей 260 ГК РФ (статьи 260-277). Товарищество, которое устанавливает правила пользования соседним участком. В таких случаях содержание дорог и подъездных путей является совместной обязанностью садоводческого товарищества и арендатора. Если дорога не является общей собственностью, то ее содержание регулируется договором между арендатором и садоводством или местной администрацией. В этом случае применяются правила Гражданского кодекса РФ о договорах (статьи 420-429 и 580-598) и Закона РФ «Об особенностях отдельных видов недвижимости» (статьи 15-16). Применимо.
Задайте вопрос прямо сейчас, и сотни экспертов со всей России просмотрят ваш вопрос. Первый ответ вы получите в течение 15 минут. Юридическая помощь оказывается как бесплатно, так и на платной основе.
Юридическая услуга
Данная услуга помогает решить следующие вопросы.
Данная услуга необходима в следующих случаях
Дороги к участкам: кто должен платить за строительство?
Статья 16: Исследование, строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог
1. проектирование, строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Российской Федерации», Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ „О безопасности дорожного движения“ и настоящим Федеральным законом.
(См. Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ).
(См. текст предыдущей редакции).
2. содержание исследования автомобильной дороги, его разделы, состав и содержание документов отдела реконструкции автомобильных дорог, состав и требования к содержанию его разделов, а также состав и требования к содержанию частей исследования автомобильной дороги, Правительством Российской Федерации, являющегося профессиональным и государственным строительным учреждением Департамент, представленный для экспертизы документов исследования.
(Федеральный закон от 28. 11. 2011 N 337-ФЗ)
(См. текст предыдущей редакции).
3. в порядке, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдаются лицензии на строительство, реконструкцию автомобильных дорог.
(Федеральный закон от 18. 07. 2011 N 243-ФЗ)
(См. текст предыдущей редакции).
1) От федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению государственными службами и государственным дорожным хозяйством, предусматривается, что строительство или реконструкция, как федеральных автомобильных дорог, так и объектов частной собственности, будет осуществляться на двух или двух территориях. Больше составляющих субъектов Российской Федерации,
(Федеральный закон от 18. 07. 2011 N 243-ФЗ)
(См. текст предыдущей редакции).
(2) региональных или межхозяйственных автомобильных дорог, а в части частных автомобильных дорог — уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, строительство или реконструкция которых предполагается на территории двух и более муниципальных образований (территории двух и более муниципальных образований) муниципальных образований); и
(См. текст предыдущей редакции).
(3) поселенческие органы местного самоуправления в отношении автомобильных дорог в границах населенных пунктов городских поселений и автомобильных дорог на частных землях, строительство или реконструкция которых предполагается в границах городских поселений.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 28. 11. 2015 N 357-ФЗ)
(См. текст предыдущей редакции).
3. 1) в отношении автомобильных дорог в границах населенных пунктов сельскохозяйственных поселений, с органами местного самоуправления сельских муниципальных образований, частных автомобильных дорог, строительство или реконструкция которых предусматривается в границах сельскохозяйственных поселений. Вопрос осуществления дорожной деятельности на указанных автомобильных дорогах в случаях, когда законом сельскохозяйственные поселения отнесены к ведению субъектов Российской Федерации, а в случаях, когда такое решение отсутствует, — к ведению органов местного самоуправления сельских округов,
(п. 3. 1 введен Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ)
4) органом местного самоуправления муниципального района в отношении муниципальных автомобильных дорог и частных земель, строительство или реконструкция которых предполагается в границах муниципального района на территории двух и более почв населенных пунктов.
(Федеральный закон от 18. 07. 2011 N 243-ФЗ)
(См. текст предыдущей редакции).
4. 1) органами местного самоуправления в отношении муниципальных автомобильных дорог и частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах муниципального образования.
(Пункт 4. 1 введен Федеральным законом от 13. 06. 2025 N 240-ФЗ)
(5) Как и в случае с городскими автомобильными дорогами, их строительство или реконструкция предусматриваются в границах муниципального образования местным органом городского самоуправления по сравнению с городскими автомобильными дорогами.
(Федеральный закон от 18. 07. 2011 N 243-ФЗ)
(См. текст предыдущей редакции).
4. классификация проектов капитального ремонта автомобильных дорог определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства
5. в случае реконструкции, капитального ремонта автомобильной дороги владелец автомобильной дороги обязан информировать пользователей автомобильной дороги о ее реконструкции, капитальном ремонте и графике возможных маршрутов объезда.
6. на подъезде к автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, границе Российской Федерации могут создаваться пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Порядок создания и функционирования контрольных пунктов на государственной границе Российской Федерации устанавливается в соответствии с Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации». Правительство Российской Федерации формирует перечень дорожных контрольных пунктов на границе Российской Федерации. В нем определяется резервирование даты и времени пересечения пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и перечень участков автомобильных дорог, примыкающих к автомобильной дороге. Примыкание. Процесс пропуска грузовых автомобилей через границу Российской Федерации, предусмотренный статьей 30.1 настоящего Федерального закона.
(См. текст предыдущей редакции).
7. требования к обустройству участков автомобильных дорог на подходах к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Эти требования предусматривают, в том числе, обустройство стоянок для грузовых автомобилей, используемых для международных автомобильных перевозок, на подъездах к автомобильным пунктам пропуска через границу Российской Федерации, и эти стоянки включены в перечень, предусмотренный частью 6 настоящей статьи. При этом для обеспечения доступа к ним с участка дороги на подъезде к автомобильному пункту пропуска через государственную границу Российской Федерации эти места должны быть оборудованы въездом, выездом и примыканием. Места ожидания должны быть оборудованы, в частности, твердым покрытием, ограждением, дорожной разметкой, постоянным освещением, техническими средствами организации дорожного движения и техническими средствами, обеспечивающими возможность резервирования даты и времени пересечения границы Российской Федерации. Союз и соблюдение зарезервированных даты и времени. Зоны ожидания должны быть оборудованы контейнерами для мусора, урнами, туалетами и бесплатным пользованием водой. Минимальный размер зоны ожидания в каждом пункте пропуска, включенном в перечень автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, определяется следующим положением.
(Часть 7 введена Федеральным законом от 17 февраля 2025 года N 24-ФЗ).
8. места ожидания и объекты участка автомобильной дороги, включенные в перечень участков автомобильной дороги, предусмотренный частью 6 настоящей статьи, оборудованные техническими средствами, обеспечивающими резервирование дат и времени пересечения границы Российской Федерации. Определение резервируемых дат и времени осуществляется федеральными государственными органами, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.
(Часть 8 введена Федеральным законом от 17. 02. 2025 N 24-ФЗ)
Верховный суд разъяснил, кто должен заботиться о подъездных путях к частным владениям
Решение Верховного суда РФ о том, кто гарантирует гражданам беспрепятственный доступ к частным домам, можно смело назвать революционным. Верховный суд радикально пересмотрел решение районного суда о том, что собственник недвижимости должен отвечать за состояние дорог, ведущих к частному сектору, называемому СЦ. Самое главное, Верховный суд ответил на вопрос, который частные домовладельцы задавали себе десятилетиями.
За состояние дорог, ведущих к частным домам, отвечают местные власти, заявил Верховный суд. / Сергей Михеев / rg
Основные идеи, высказанные Верховным судом, таковы: «Местные власти несут ответственность за состояние дорог, ведущих к домам частных домовладельцев». Это включает в себя право собственника на свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры и свободный доступ к экстренным службам.
До недавнего времени ситуация выглядела следующим образом Там, где дороги по краю имеют юридическую регистрацию, они расчищаются и улаживаются от снега. Однако там, где подъездные пути к частному сектору не зарегистрированы, их содержание является проблемой для местных жителей.
Однако некоторые владельцы частных домов не согласились с такой позицией. И Верховный суд не только сыграл свою роль, но и объяснил, что закон в данном случае на стороне собственника. Но чтобы добиться такого решения Верховного суда, упрямым гражданам пришлось пройти долгий и сложный путь.
А началось все с того, что владелица сговора и дома на его территории написала требование к местным властям. Она просила включить в реестр муниципальной собственности дорогу рядом с ее домом. Также она могла бы обеспечить доступ к этой дорожке, ее ремонт, уборку и вывоз. Власти отказали гражданке в удовлетворении заявления. Женщина обратилась в суд с той же просьбой. Однако суд оказался на стороне чиновников. Апелляция и картриджи ничего не изменили.
По мнению окружного суда, дороги к домам граждан «не регистрируются в реестре муниципальной собственности» и «обязанность по содержанию дороги в зоне индивидуальной застройки возлагается на домовладельца». Уборка и содержание дороги к частной собственности осуществляется за счет домовладельца».
Суд также указал, что такие дороги существуют в реальности, но не официально. С официальной точки зрения, дороги не приватизированы и не переданы в муниципальную собственность. Это означает, что они являются «бесхозным имуществом». Это означает, что дороги не считаются объектами капитального строительства, не введены в эксплуатацию, не имеют технического паспорта и вообще «не относятся к категории автомобильных дорог».
Но граждане не согласились с отказом и пошли еще выше — в Верховный суд. Там они изучили различия и объяснили их своим коллегам, которые оказались неправы.
Так, в правилах благоустройства в муниципалитетах, где живут женщины, ответственность за организацию и уборку «дорожно-транспортной сети» якобы возлагается на «балансодержателей и подрядные организации». Кстати, то же самое относится к аналогичным документам по всей стране. Гражданка отказалась разрешить работнику доступ в свой дом, поскольку он находится на территории жилого фонда, и заявила суду, что ее сговор привел к нарушению ее прав. По какой-то причине этим доводам гражданки не была дана правовая оценка, отметили в ИПК.
Верховный суд также объяснил вывод суда о том, что дороги считаются имущественными правами без собственников. Здесь Верховный суд сослался на статью 214 Гражданского кодекса РФ. Согласно ей, «земля и другие природные ресурсы», не принадлежащие гражданам, юридическим лицам или муниципальным образованиям, являются государственной собственностью. Верховный суд также напомнил о решении Конституционного суда (n 186-О от 11. 02. 2021). В нем говорилось, что на территории Российской Федерации имеется значительное количество неразграниченных земель. И что «неоформленные участки и отсутствие регистрации права государственной собственности не означают, что органы государственной власти фактически отказались от права собственности или проявили безразличие к юридической судьбе участков. А отсутствие регистрации не свидетельствует о том, что участок не имеет собственника.
Поддержание подъезда к дому в надлежащем состоянии является одним из условий соблюдения собственниками доступа к объектам социальной инфраструктуры.
По мнению Верховного суда, районный суд не дал правовой оценки тому факту, что муниципальное учреждение не выполнило свою обязанность — подъезд к дому гражданки в муниципальную градостроительную документацию не был включен и на баланс ни подрядчика, ни исполнителей работ по содержанию подъезда не передавался. А это включало нарушение права героини на свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры и доступ к дому аварийной службы.
Отказ гражданки в суде был отменен, и дело будет рассмотрено в соответствии с определением Верховного суда.
Определение Верховного Суда РФ n 64-КАД22-1-К9.
Кто отвечает за инфраструктуру участков, доступных для жилищного и коммунального обслуживания?
Я получил участок под дом, начал строить — к участку нет подъезда. Даже на тракторе не проехать. Кто отвечает за инфраструктуру? Каким нормативным актом определяется порядок выделения средств на организацию дорог к «жилым» участкам?
Уважаемая Светлана Юрьевна, Здравствуйте: муниципалитеты или (возможно) СНТ или СТ (статус надо учитывать). Также следует учитывать, каким образом был получен участок. Что входит в программу государственной помощи?
В любом случае, при таких обстоятельствах стоит написать жалобу в прокуратуру.
По расходованию бюджетных средств — нужно рассматривать местное решение/постановление «о бюджете на этот год».
Определен ли порядок распределения денежных средств на организацию дорог на участках «территории поселения»? Светлана Юрьевна Ихсанова-Камышникова
Ответственность несет местная администрация. Но, например, сделать дорогу с более яркими камнями, тем более асфальт, вопрос очень дорогой, потому что вы понимаете, вопрос очень дорогой, и в принципе, я думаю, вопрос очень дорогой, и в принципе. Как правило, и в принципе, и так много «дыр», которые нужно финансировать.
Конечно, согласно статье 14 Федерального закона от 10 июня 2003 года N131-ФЗ (ред. от 03. 07. 2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обязаны организовывать обеспечение населения электроэнергией, теплом, распределение воды и топлива в рамках обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.
Поэтому в бюджет необходимо включать расходы, например, на развитие жилищной инфраструктуры, о чем предварительно необходимо сообщить в городскую администрацию.
В заявке вы можете сослаться на
В случае планирования расходов на строительство различных видов технической инфраструктуры целесообразно учитывать, что строительство таких объектов должно быть синхронизировано с предоставлением на таких землях участков для строительства индивидуальных жилых домов гражданам, имеющим трех и более детей.
Перед предоставлением участков для строительства индивидуальных жилых домов гражданам, имеющим трех и более детей, целесообразно утвердить план мероприятий по освоению участков, включающий мероприятия по строительству различных видов объектов технической инфраструктуры. Органы-исполнители, в том числе местные организации. (Минрегион России от 9 сентября 2013 г. N 372 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку ведения в Российской Федерации дел о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей»).
Если режим не решит проблему — пишите жалобу в прокуратуру.
Территориальное планирование сельскохозяйственных/городских поселений во многом определяется решениями, закрепленными в региональных планах развития города (например, дороги в черте населенных пунктов).
В соответствии со статьей 1Р2.34 КоАП РФ досрочное устранение препятствий для движения автотранспорта, если использование этих участков угрожает безопасности дорожного движения в соответствии с несоблюдением требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов, иных дорожных сооружений или бездействии, принятие мер по запрещению или ограничению движения транспортных средств на отдельных участках дорог, что означает наложение административного штрафа, ответственность за который несет работник. Дороги, железнодорожные переезды или иные дорожные сооружения.
Согласно статье 13 N 257-ФЗ Федерального закона от 8 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», органы местного самоуправления в сферах ответственности поселений, муниципальных районов, использования автомобильных дорог в границах населенных пунктов и осуществления дорожной деятельности, автомобильных дорог местного значения, содействия развитию автомобильных дорог, безопасности дорожного движения, содержания автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения.
Ответственность в сфере дорожной деятельности осуществляется органами местного самоуправления сельскохозяйственных поселений при наличии в законодательстве субъектов Российской Федерации полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах сельских населенных пунктов. При отсутствии такого поручения полномочия поселения осуществляет орган местного самоуправления регионального правительства.
Статья 13.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам автомобильных дорог и дорожной деятельности в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что надзор за содержанием автомобильных дорог осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Исполнительная власть Государственного транспортного надзора (федеральный государственный надзор) и исполнительная власть субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор). Часть 2: Региональное управление содержанием региональных автомобильных дорог осуществляется органами, уполномоченными региональными властями (далее — органы регионального управления) в порядке, установленном региональным законодательством.
Согласно статье 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 1. содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями 1. технических регламентов по обеспечению безопасности автомобильных дорог и организации дорожного движения, в том числе по обеспечению беспрепятственного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий для такого движения
2. порядок содержания автомобильных дорог определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, если полномочия в сфере дорожной деятельности возложены на орган местного самоуправления сельского поселения и он не выполняет свои обязанности по содержанию автомобильных дорог (организации дорожного движения), то этот орган должен быть упразднен. Это влечет административную ответственность по статье 12.34 КоАП РФ и наложение административного штрафа. При отсутствии таких положений ответственность возлагается на орган местного самоуправления муниципального образования.
Для этого необходимо подать жалобу в местный орган государственного надзора в сфере дорожного хозяйства и управления вместе с органом местного самоуправления муниципалитета.