Детокализация (лат. DE (отсутствие, исключение чего-либо) + фр. социализация, англ. Desozia-Ibsatton). Desozi a-Issatton) — утрата человеком социальных ценностей и правил под воздействием ряда внешних факторов. Трансплантация подразумевает маргинализацию со стороны группы людей или общества.
Жизненный цикл в биографии человека — это период жизни, разделенный значимыми вехами. Он связан с изменением социальных ролей, освоением новых позиций, отказом от прежних привычек, например, поступление в университет (студенческий жизненный цикл), вступление в брак (семейный жизненный цикл). Окружающая среда, дружеские контакты, каждый раз меняющие привычный образ жизни [5], вступая на новую ступень, в новый цикл, человек вынужден заново учиться. Этот процесс был проанализирован в двух фазах и получил специальное название. Отвыкание от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется апостольством. Следующий этап усвоения новых ценностей, норм, ролей и правил поведения, которые приходят на смену старым, называется ресоциализацией.
Трансфер и ресоциализация — это два аспекта одного и того же процесса — социализации взрослого человека. В детстве и подростковом возрасте человек подвергается реверсии со стороны семьи и школы, но резких изменений в его жизни не происходит, за исключением развода или смерти родителей или продолжения воспитания в интернатах или детских домах. Также можно выделить ситуации, в которых подросток попадает в группу «улица». Происходит процесс правонарушения, когда друзья «объясняют» ему, что он живет не по правилам и ведет себя неправильно. Подросток отказывается от ранее приобретенных ценностей и правил поведения и пересматривает свое отношение к окружающим. Затем следует этап, на котором подросток приобретает новые ценности и правила поведения (процесс ресоциализации). В остальном социализация подростка протекает гладко и представляет собой накопление новых знаний, ценностей и правил. Однако, на мой взгляд, эти другие случаи не так часто встречаются в современном обществе. Каждый подросток сталкивается с необходимостью общения со сверстниками. Это случай подросткового общения, делегирования и процессов ресоциализации, неподвластных взрослым. Это можно объяснить тем, что раньше подростки строго руководствовались правилами, привитыми им семьей (не без исключений, конечно), современным этапом социального развития и утратой роли семейной власти. И появление общения со сверстниками.
Феномен диких людей или антисоциализация
А как быть с детьми, если они растут в какой-то форме без влияния взрослых? Очевидно, что такие эксперименты не могли бы продолжаться, и дети росли бы вне человеческой среды.
Слишком многое унаследовано человеком не только от далеких животных предков, но и от прямых предков — его родителей и родичей. Если они разные, то трудно научить его логическому мышлению и символическому языку. Ведь, несмотря на все усилия ученых, обезьяна не может этому научиться.
Степень биологически постоянной социальной готовности у человека очень высока. Однако не стоит преувеличивать. Однако некоторые ученые считают, что человек остается самим собой в той среде, в которой он оказался, потому что все необходимое для социализации заложено в его генах. Их уверенность была поколеблена встречами с так называемыми дикими людьми.
Дикие люди — это существа, которые растут в изоляции от человека и процветают в сообществах животных. Этот термин был придуман шведским ученым Карлом Линнеем в XVIII веке. Дикие некультурные люди также известны как «могли» или «дети джунглей». В Индии было обнаружено, что восьмилетнюю Камалу и двух 18-месячных девочек воспитывали волки196. В 1938 году на ферме в Пенсильвании была найдена пятилетняя девочка Анна. У всех троих были нормальные биологические условия для успешной социализации, но они были изолированы от своей обычной социальной среды.
У них отсутствовали последовательная речь, мышление и человеческие эмоции. Потомство, найденное в гнездах зверей, было способно передвигаться на четырех ногах. Когда их подвергали воздействию пищи — мяса или молока, жажды или вылизывания зубов, — дети испытывали сильный страх перед огнем и никогда не смеялись. Моглис доказал, что человек был брошен на произвол судьбы и перестал быть человеком. События разыгрались с силами природы, готовыми уснуть вместе с человеком и проснуться, как только исчезнет культурная «связь». Человеческому детенышу не помогает генетический фонд, который он наследует от своих родителей.
Когда мелкие животные были вновь введены в общество, они смогли освоить лишь базовые навыки, то есть устную речь из 30 слов. Но без генетической наследственности, биологической предрасположенности к обучению, этого бы не произошло. Они так и не научились заводить друзей, улыбаться, абстрактно мыслить и вести беседу. Они не жили в человеческом обществе более 10 лет.
9 января 1800 года недалеко от деревни Сен-Серин на юге Франции из леса вышло странное существо. В нем сразу же узнали подростка, но оно выглядело скорее животным, чем человеком. Он разговаривал только с тиграми, издавая странные звуки. Мальчик не знал о личной гигиене и чувствовал себя в безопасности там, где хотел. Его отпустили в местную полицию, а затем поместили в местный приют. Первое время он с трудом возвращался и постоянно пытался вырваться, но не мог оторваться от одежды и слез. Никто, похоже, не претендовал на него и не признавал себя его родителями.
Медицинское обследование ребенка не выявило у него никаких серьезных отклонений. Когда ему показали зеркало, он ясно увидел изображение, но не узнал себя.
Позже мальчик был перевезен в Париж, где была предпринята систематическая попытка превратить его «из зверя в человека». Это удалось лишь отчасти. Его научили придерживаться гигиенических правил начальной школы, начали одевать, он научился одеваться сам. Однако он не интересовался играми и забавами и не мог выучить больше нескольких слов. Насколько можно судить по подробному описанию его поведения и реакций, это не было связано с умственной отсталостью. Он казался пассивным или неспособным овладеть человеческой речью. Он преуспел в дальнейшем развитии и умер в 1828 году, в возрасте около 40 лет.
Рассматривая случай с открытием «могула», невозможно не осознать, что эти случаи — всего лишь личности нашего современного и цивилизованного мира. В нашем современном мире морального разложения мы редко узнаем о современных «магнатах», выросших в городских квартирах и не прошедших путь социализации из-за ошибок своих родителей.
Большинство антисоциальных людей — это дети и подростки. Они «потеряны» обществом. После подросткового возраста несоциализированные люди редко выживают. Это говорит о том, что социализация людей — необходимое условие выживания человека и что социализация начинается не в детстве и тем более не в подростковом возрасте, который является лишь этапом социализации. Сам процесс социализации начинается с рождения человека и заканчивается только с его смертью. У процесса социализации есть еще одна уникальная функция. По разным причинам он может быть прерван на ранней стадии, но не может быть восстановлен на следующем этапе «развития» человека. С потерей навыков социализации человек становится человеком и теряет возможность найти свое место в обществе.