Подборка наиболее важных документов по вопросам требований гражданского судопроизводства в административном: нормативно-правовые акты, формы, статьи, советы экспертов и др.
Форма документов
Судебная практика
Статьи, комментарии и ответы на вопросы
Нормативные акты
‘Административное судопроизводство Российской Федерации’ от 3 августа 2015 года по 21-ФЗ (ред. от 25. 12. 2025) граждане, страдающие непреднамеренными психическими расстройствами стационарного периода, являются
Защита нарушенных прав в административном судопроизводстве
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует всем судебную защиту прав и свобод. Обращение в суд требует соблюдения процессуальных норм российского законодательства и, в соответствии со спором, сложившихся правоотношений по выбору суда, обладающего подведомственностью и компетенцией по таким делам.
Одной из современных форм защиты гражданских прав является административный процесс.
Иногда, исходя из выбранного способа защиты прав истца, граждане неверно выбирают способ судопроизводства и сталкиваются с проблемами и вопросами, касающимися определения вида судопроизводства в суде.
15 сентября 2015 года вышел Кодекс административных процедур Российской Федерации (далее — КАС РФ, Кодекс), регламентирующий правила расследования дел, возникающих из публичных правоотношений.
Практика применения положений КАС РФ выявила ряд спорных вопросов, требующих разъяснения и дополнения, в данном случае разъяснения и дополнения, о чем 27 сентября 2016 года Верховный Суд Российской Федерации в полном составе вынес постановление. 36 «По вопросу определения судом КАС РФ порядка подачи заявления». В нем разъяснялось различие между правоотношениями частного (гражданского) и публичного (административного) права, а также сложности в процессе его реализации.
Статья 1 КАС РФ разъясняет, какие дела подлежат рассмотрению в рамках административного судопроизводства. Это дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающих из административных и иных общественных отношений, в том числе административных, о нарушениях бездействия государственных органов и должностных лиц, а также дела, связанные с применением судебной проверки законности и эффективности применения государственных или иных общественных сил.
В широком смысле административные процедуры сводятся к разрешению правовых споров граждан с органами государственной власти.
Анализ судебной практики показывает, что сложности возникают именно при выборе между политическими и административными процедурами.
В соответствии с пунктами 2 и 3 и частью 3 статьи 124 КАС РФ к мерам административного воздействия могут быть отнесены требования о признании незаконным бездействия, совершенного административным ответчиком, и об обязании принять определенные меры для того, чтобы административный ответчик принял определенные меры. Целевые нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца исключены.
Если гражданин потребовал от гражданина поведенческого характера признания права на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства, и если он имеет иск об одобрении незаконных действий, о рассмотрении иска в порядке гражданского судопроизводства, о возложении обязанности в порядке административного судопроизводства при доказывании необходимости рассмотрения иска об одобрении незаконных действий, производство по делу Прекращение производства по делу.
Суд выносит определение об отказе в принятии административного искового заявления в части требования по спору, вытекающему из гражданских правоотношений, определение о принятии административного искового заявления в части требования по спору, вытекающему из публичных правоотношений, либо определение о принятии административного искового заявления в этой части при наличии оснований, оставляя без движения.
Кроме того, в соответствии с взаимосвязанными положениями части 8 статьи 208, статьи 8, статьи 212 КАС РФ не подлежат удовлетворению иные административные исковые заявления об оспаривании нормативных правовых актов.
Административные иски о нарушении нормативных правовых актов, а также законов, обладающих нормативным свойством, не могут быть рассмотрены по общей юрисдикции и иным материально-правовым искам.
В связи с изложенным, при подаче административных образований гражданам следует учитывать вышеуказанные нормы действующего законодательства.
Разъяснить полномочия прокурора Центрального района города Хабовска