Изменения в 2024 году в области управления опасными отходами

С 1 января вступает в силу Федеральный закон от 04.08.2023 N 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации» (за исключением некоторых положений)

С 01.01.2024 года ответственность за утилизацию упаковки, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации или ввезенной на территорию Российской Федерации в 2023 году, ложится на производителя товаров, а также на импортера товаров в такой упаковке.

Согласно пунктам 15 и 16 статьи 7 Закона N 451-ФЗ, отчетность о массе товаров и упаковки, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных из других стран, отчетность о выполнении самостоятельной утилизации отходов от использования товаров за период с 01.01.2023 по 31.12.2023, а также расчет суммы экологического сбора и его уплата за отчетный период 2023 года осуществляются до 15.04.2024 года в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в редакции, действовавшей до 01.01.2024.

На основании вышеизложенного подача отчетности или уплата экологического сбора за 2023 год осуществляются в отношении товаров и упаковки в соответствии с перечнями, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 3721-р, согласно нормативам утилизации отходов от использования товаров, установленными тем же распоряжением. Экологический сбор рассчитывается и уплачивается исходя из ставок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 N 284.

Изменения и новые нормы, регулирующие расчет и уплату экологического сбора

Установлено, в частности, определение экологического сбора: это сбор, уплачиваемый юридическими лицами и ИП, производящими товары и упаковку; осуществляющими ввоз товаров, включая товары в упаковке, из стран, не входящих в ЕАЭС; а также ввоз товаров из стран — членов ЕАЭС; которые не осуществляют самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, а также в установленных случаях юридическими лицами и ИП, утилизирующими отходы.

Обновлены и дополнены положения ст. 24.5 Закона об отходах производства и потребления, в частности, в отношении:

  • определения плательщиков сбора;
  • определения ставки сбора, включая базовую ставку;
  • методов расчета ставки сбора;
  • случаев и особенностей уплаты сбора;
  • случаев, когда сбор уплачивать не требуется.

Предусмотрено, что экологический сбор в отношении упаковки рассчитывается следующим образом:

  • за отчетный период 2024 года — путем умножения ставки на массу товаров, произведенных на территории РФ, ввезенных из ЕАЭС или выпущенных для внутреннего потребления, и на разницу между установленным Правительством РФ нормативом утилизации и значением массы отходов от использования товаров и (или) полученного из них вторичного сырья, использованных при производстве товаров (продукции), выраженной в относительных единицах, указанных в актах утилизации;
  • за отчетные периоды 2025 и 2026 годов — путем умножения ставки экологического сбора на разницу между 55% для 2025 года и 75% для 2026 года массы произведенной (или ввезенной из стран — членов ЕАЭС, или выпущенной для внутреннего потребления) упаковки и фактической массой утилизированной упаковки.
Советуем прочитать:  Как кузины связаны

До 1 января 2026 года импортёры, ввозя товары, включая товары в упаковке, из стран, не являющихся членами ЕАЭС, обязаны уплачивать экологический сбор и (или) предоставлять отчётность о массе ввезённых товаров в единую федеральную ГИС учета отходов до 15 апреля года, следующего за отчётным.

До 1 января 2026 года Правительство РФ проводит эксперимент по некоторым категориям товаров, где импортер, включая товары в упаковке, должен уплатить экологический сбор до их выпуска в обращение. Этот эксперимент необходим для тестирования и обеспечения бесперебойного функционирования данного порядка с 1 января 2026 года.

Академия ДПО предлагает программу «Профессиональная подготовка лиц на право работы с отходами I — IV классов опасности», обеспечивая высокое качество и интересное обучение, с учётом последних постановлений Правительства РФ.

Расширяйте свои знания и навыки!

Новые судебные решения: кто освобождается от оплаты за вывоз мусора

В настоящее время есть два важных судебных решения, которые расширяют круг лиц, освобождаемых от оплаты за вывоз мусора, вопреки сложившейся практике региональных операторов.

Реформа по обращению с твердыми бытовыми отходами сделала их вывоз коммунальной услугой. Однако количество вопросов по оплате этой услуги не только не уменьшилось, но и значительно возросло. Пока официальные постановления Правительства по этим вопросам отсутствуют, ответы приходится искать в суде.

На данный момент можно выделить два значимых судебных решения, расширяющих круг лиц, освобождаемых от оплаты за вывоз мусора, в отличие от устоявшейся практики региональных операторов.

Хотите освоить бухгалтерию с нуля? На курсе «Бухгалтер с нуля» мы обучаем бухгалтеров-универсалов по новейшей программе 2024 года: вы будете разбираться в учете и налогах, защищать компанию от налоговой, сможете внедрить управленческий учет и грамотно оптимизировать налоги. Сейчас пройти обучение можно по акции за 32890 15900 руб. Вы получите официальный диплом профпереподготовки на 256 академических часов, включенный в госреестр. Успейте записаться по выгодной цене

Советуем прочитать:  Как работает единый военный реестр?

1. Освобождение от оплаты за вывоз мусора для тех, кто не пользовался жильем

В Московской области возник спор по ситуации, знакомой многим.

Региональный оператор по вывозу отходов начислил владельцу частного дома плату за услуги.

Однако мужчина не согласился с необходимостью оплаты, поскольку в указанный период (с января по апрель) никто из его семьи не проживал в доме.

Семья пользовалась домом только в тёплое время года (с мая по октябрь), а на зимний период переезжала в городскую квартиру. Понятно, что мусор не может накапливаться в доме, где никто не живет, и услуга по его вывозу не использовалась.

Мужчина представил оператору документы, подтверждающие проживание в другой квартире в спорный период (оплаченные квитанции по тому адресу за вывоз мусора, справку от управляющей компании).

Тем не менее, оператор отказался пересчитывать плату и настаивал на оплате услуг, поскольку в Московской области плата за вывоз ТКО начисляется исходя из площади жилого помещения, а не по числу проживающих.

На данный момент не существует официальной методики, которая определяла бы порядок перерасчета при таком варианте начисления платежей. Поэтому в регионах добиться перерасчета от регоператора за период временного отсутствия в жилом помещении невозможно.

Однако это стало возможным через суд. Суд обратил внимание на то, что в Правилах № 354 (утв. Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г.) нет прямого запрета на перерасчет платы за вывоз мусора в связи с временным отсутствием жильцов.

Это означает, что перерасчет разрешается, и отказ только из-за отсутствия методики неправомерен. Истец доказал, что его семья не пользовалась услугой по вывозу ТКО в доме, так как они оплачивали её по другому месту жительства.

Поэтому начисление платы за период отсутствия в доме было признано незаконным, и регоператора обязали сделать перерасчет (Московский облсуд, дело № 33-5339/2020).

2. Собственник может избежать платы за вывоз мусора, даже если в его жилье никто не прописан

Как показано в предыдущем примере, регоператор добровольно сделает перерасчет платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия жильцов только в случае, если в регионе плата начисляется по количеству проживающих (а не по метражу жилья).

Но и здесь есть свои сложности. Согласно п. 148 (36) Правил № 354, если в жилом помещении никто не зарегистрирован (ни постоянно, ни временно), плата за вывоз мусора начисляется по числу его собственников.

С этим правилом столкнулась жительница Алтайского края, когда ей выставили задолженность по оплате вывоза мусора за целый год за принадлежащую ей квартиру.

При этом квартира пустовала, и собственница подтвердила, что всё это время проживала по другому адресу. Регоператор ссылался на п. 148 (36) Правил № 354 и отказывался делать перерасчет.

Тогда женщина обратилась в Верховный суд РФ с требованием отменить действие спорного пункта как противоречащего закону. В высшей инстанции не нашли нарушения закона, но сделали важное заявление:

  • плата за вывоз мусора начисляется по установленным нормативам,
  • а согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ такие коммунальные платежи подлежат перерасчету, если в жилом помещении временно отсутствуют граждане,
  • следовательно, собственник, не пользовавшийся своим жильем, также может требовать перерасчета за период своего отсутствия.
Советуем прочитать:  Аннулирование реестра жильцов

Отказ регоператора можно обжаловать в суде (ВС РФ, дело № АКПИ19-967).

Таким образом, в указанных случаях можно избежать платы за вывоз мусора, но, к сожалению, пока только через суд.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector