Справка на замену военного билета — документ, который выдается гражданам, не служившим в Вооружённых Силах Российской Федерации (ВС России), вместо военного билета.
Справка на замену военного билета не ограничивает права граждан состоять на воинском учёте, она используется для оформления гражданина при постановке на учёт. Касается граждан России, достигших возраста 27 лет.
Также с 9 декабря 2018 года возможно получение персональной электронной карты.
- 1 Описание
- 2 Зачем нужна справка
- 3 Содержание информации
- 3.1 Необходимые документы для оформления в России
Зачем нужна справка [ править | править код ]
Справка необходима для постановки граждан на воинский учёт и выполнения обязанностей, перечисленных в статье 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Необходимые документы для оформления в России [ править | править код ]
Для получения справки могут потребоваться следующие документы:
- копия документа об образовании (аттестат, диплом и т. д.)
- копия свидетельства о браке (если гражданин состоит в браке)
- фотографии (около 25×35 мм, три штуки)
- паспорт
- водительское удостоверение (если имеется)
Правовые последствия получения справки [ править | править код ]
Согласно статье 16 п. 1 п.п. 11 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», гражданин России не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований, согласно заключению призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
Конституционный Суд Российской Федерации по запросу властей Чеченской Республики признал данное положение неконституционным, поскольку оно накладывает более жесткие ограничения, чем аналогичные меры для правонарушителей. Например, за административный проступок чиновник может быть дисквалифицирован на срок не более 3 лет, а по приговору суда за уголовное дело доступ на госслужбу обычно закрыт не более чем на 5 лет. Даже лица, совершившие тяжкие преступления, могут претендовать на должности госслужбы после снятия судимости или её погашения. Таким образом, оспариваемая норма фактически становится бессрочным запретом.
Верховный Суд Российской Федерации 24 июня 2015 г. № ВКАПИ15-39 в своем постановлении «Об отказе в признании недействующими пункта 9 Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учёта граждан Российской Федерации, утв. приказом Министра обороны России от 18 июля 2014 г. № 495 „Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета“, и приложения № 9 к данной инструкции в части установления формы № 1/У „Справка взамен военного билета“» отметил, что установление Министерством обороны Российской Федерации определённых форм документов воинского учёта не создает новых прав или обязанностей для граждан, а лишь документально фиксирует данные личного воинского учёта в вопросах, связанных с выполнением гражданами долга и обязанности по защите Отечества в соответствии со статьёй 59 Конституции Российской Федерации. Выдача справки взамен военного билета не только не ограничивает права граждан состоять на воинском учёте, но и является способом оформления гражданина при постановке на данный учёт. Включение Министром обороны Российской Федерации в перечень документов воинского учёта справки взамен военного билета не влияет на право граждан на труд, включая прохождение государственной службы.
Право на труд, гарантированное гражданам России Конституцией Российской Федерации в ст. 37 п. 3, было ограничено отправленным на доработку Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» применительно к гражданской службе.
Основанием для выдачи справки является сам факт непрохождения службы по призыву и отсутствие с 1 января 2014 года установленной военным комиссариатом отсрочки, независимо от вручения призывнику повестки, ежегодных ограничений в количестве призываемых на военную службу от региона и других факторов. Военный комиссариат может не вручать призывникам повестки, не предпринимать действий по призыву на военную службу (не передавать материалы в органы внутренних дел для установления места нахождения призывника в связи с невозможностью вручения повестки) и бездействовать, и несмотря на это призывная комиссия может принять решение о выдаче справки взамен военного билета.
Согласно федеральному закону № 192-ФЗ от 14 июля 2017 года, лица, не прошедшие службу в армии без законных оснований, не могут состоять на госслужбе в течение десяти лет.
Возможности для обладателей справок
Согласно действующему законодательству, у обладателей справок, кроме ограничения на прохождение государственной (муниципальной) службы, другие отличия по сравнению с обладателями военных билетов отсутствуют. Для обладателей справок нет препятствий для выезда за границу, получения загранпаспорта, трудоустройства, получения водительского удостоверения, участия в военных сборах и других мероприятий. Трудовой кодекс России и закон о воинской обязанности не накладывают никаких ограничений на трудоустройство или службу в армии, авиации, на флоте, на сборах.