Дети с ОВЗ: информация, помощь, рекомендации

К детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) относят тех, у кого установлена инвалидность или есть какие-либо нарушения психического или физического развития, как постоянного, так и временного характера. Это могут быть проблемы со зрением, слухом, речью, патологии опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость, задержка психического развития (ЗПР), аутизм и другие. Для таких детей требуются особые условия воспитания и обучения.

Нарушения зрения

В зависимости от степени зрительной патологии можно выделить следующие группы:

  • дети, практически не пользующиеся зрением в своей деятельности (острота зрения в очках до 4%);
  • слабовидящие дети (острота зрения в очках 5-40%);
  • дети с пониженным зрением (острота зрения в очках 50-80%).

Нарушения слуха

Ограничение слуховой функции у ребенка может быть вызвано стойкими двусторонними нарушениями:

  • тугоухость, затрудняющая устное речевое общение;
  • глухота, делающая устное общение невозможным.

Тугоухость характеризуется стойким снижением слуха, степень которого может варьироваться: от небольших затруднений при восприятии слов, произносимых шепотом, до серьезных ограничений в восприятии речи средней громкости. Дети с тугоухостью считаются слабослышащими. Глухие дети имеют более глубокие нарушения слуха, которые, как правило, являются врожденными или приобретенными в младенчестве.

Речевые нарушения

Речевые патологии могут быть разной степени тяжести и приводить к нарушению коммуникативных и познавательных функций речи. Иными словами, из-за этих отклонений ребенок не может использовать речь для общения и познания мира.

При этом такие дети обладают нормальным слухом и зрением и не имеют интеллектуальных нарушений. Это отличает их от детей с речевыми нарушениями при олигофрении и ЗПР, а также от детей с патологиями зрительной и слуховой систем.

Умственная отсталость

Диагноз «умственная отсталость» ставится детям с постоянными и необратимыми нарушениями психического развития, преимущественно в интеллектуальной сфере.

Эти нарушения обычно формируются на ранних этапах развития или еще в утробе матери и связаны с органической недостаточностью нервной системы.

Патологии опорно-двигательной системы

К детям с ОВЗ также относят тех, у кого имеются патологии двигательной функции. Например:

  • нарушения координации движений;
  • искажение двигательного темпа;
  • ограничение подвижности и т.д.

Эти нарушения могут значительно затруднять выполнение двигательных актов или делать их невозможными. Они могут быть как врожденными (аномалии развития опорно-двигательного аппарата), так и приобретенными (травмы и т.п.).

Помощь детям с ОВЗ

Статистика показывает, что успешная компенсация нарушений у детей с ОВЗ напрямую зависит от своевременного начала коррекционной работы.

Благодаря пластичности детской нервной системы и ее способности реагировать на внешние воздействия, ранняя диагностика и коррекция могут привести к значительным результатам. Основные усилия родителей и специалистов направлены на создание оптимальных условий для психического развития ребенка и его социальной адаптации.

Рекомендации для родителей

Родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), необходимо учитывать, что развитие и обучение таких малышей требует регулярных занятий, которые рекомендуется начинать как можно раньше.

Советуем прочитать:  Время рассмотрения дела о расторжении брака

Например, при наличии у ребенка речевых нарушений важно помнить, что развитие речи — это сложный и постепенный процесс, который может сопровождаться различными трудностями. Осваивая речь, ребенок многое перенимает от близких ему людей. Поэтому, общаясь с малышом, старайтесь разговаривать с ним «лицом к лицу». Следите за тем, чтобы ваша речь была четкой, простой, емкой и лаконичной. Это поможет ребенку научиться правильно координировать свои речевые органы. Избегайте сложных грамматических конструкций, которые трудно усваиваются детьми.

Чтобы вовлечь ребенка в процесс овладения речью, поощряйте его инициативу. Просто следуйте за ним: называйте предметы, на которые он смотрит или которые берет в руки. Постоянно озвучивайте то, что делаете сами, объясняя свои действия.

Для развития способности различать звуки полезными окажутся игры типа «Угадай, что прозвучало», «Кто так говорит?» и т.д. Чтобы улучшить артикуляцию, обучите ребенка гимнастике для языка.

Не менее важна и стимуляция пальцев рук. Дело в том, что зоны коры мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, расположены в непосредственной близости друг к другу. Таким образом, стимуляция одной зоны ведет к активации другой. Для этой цели можно использовать игры с крупой, лепку, нанизывание бусин на веревку, вкладывание форм в прорези и т.д.

Занятия с ребенком будут гораздо более эффективными, если они проходят в интересной для него форме: в играх, повседневных занятиях и т.д. Старшим детям рекомендуется больше читать, рассказывать наизусть, петь, разыгрывать спектакли.

В целом, дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе со стороны взрослых. Не стоит быть слишком строгими и требовать от них невозможного. Относитесь с пониманием к ограничениям ребенка, но при этом старайтесь сделать все необходимое для компенсации имеющихся нарушений.

Как дети-инвалиды и дети с ОВЗ сдают ЕГЭ/ОГЭ в 2025 году

Каждый ученик волнуется перед сдачей экзамена: взял ли нужную ручку, можно ли использовать линейку и т.д. Представьте, каково приходится тем, кому нужны особые условия — людям с ограниченными возможностями. В их головах еще больше страхов и вопросов.

На нашем телеграм-канале и в группе вы найдете много полезной информации и акций. А здесь мы расскажем, к чему готовиться детям-инвалидам при сдаче единого государственного экзамена, какие трудности могут их ожидать и к чему быть готовыми.

ЕГЭ или ГВЭ?

ОГЭ и ЕГЭ для детей-инвалидов проводятся на общих основаниях (как и всегда), но с особыми условиями.

Дети-инвалиды могут выбирать, что им сдавать: Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) или Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Разница в том, что первый экзамен проходит не в виде теста, а в виде ответа на билет или устно.

Специалисты считают, что такая форма сдачи будет более комфортна для людей с повышенным уровнем тревожности.

Советуем прочитать:  Как рассчитать кубические метры

Однако есть и минус сдачи такого экзамена: результаты ГВЭ не учитываются при поступлении в вуз. Поэтому всем желающим абитуриентам придется сдавать отдельно вступительные экзамены.

Если всех участников экзамена проверяют на металлоискателе, то ребенка с ОВЗ в зависимости от диагноза могут освободить от этой процедуры. Например, если у него с собой кардиостимулятор, слуховой аппарат, медицинский прибор или препараты для экстренной медицинской помощи и т.д.

Особые условия и льготы

Ученикам с ОВЗ предоставляются особые льготы при сдаче ЕГЭ.

Первая и основная — им предоставляется больше времени на выполнение любых письменных заданий. Детям-инвалидам добавляют 1,5 часа. На устных экзаменах по желанию учащегося могут добавить 30 минут.

Вторая льгота включает организацию дополнительного питания и перерывов. Это необходимо для того, чтобы во время перерывов можно было провести требуемые профилактические или лечебные мероприятия.

Для того чтобы ученик мог воспользоваться предусмотренными условиями и льготами, он должен предъявить соответствующий документ, подтверждающий его право на особые льготы и условия. Достаточно будет справки об инвалидности или её копии.

Остальные льготы и особые условия зависят от характера заболевания:

  1. Для слабослышащих детей предоставляют приборы для усиления звука. Глухим обеспечивают услуги сурдопереводчика.
  2. Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата предоставляют доступ к аудиториям, туалетам и другим необходимым помещениям с пандусами, поручнями, лифтами и расширенными дверными проемами. При отсутствии таких условий в здании экзамен для таких детей должен проводиться на первом этаже.

Если по состоянию здоровья ребенок не может покидать дом или больницу и находится на длительном лечении, комиссия обязана организовать сдачу экзамена в больнице или на дому.

Если ученик подает апелляцию, то при рассмотрении дела глухого или слабослышащего ученика привлекается сурдопереводчик, а для слепого – тифлопереводчик.

Апелляцию в этом случае должен подавать не только сам ученик, но и его законный представитель (родители, опекуны, представители социальных служб).

Экзамен для людей с нарушениями зрения

Чтобы проверить знания таких учеников, используются задания, выполненные рельефно-точечным тактильным шрифтом Брайля. Если ученик недавно лишился зрения, ему предлагают использовать компьютер с синтезатором речи и специальное освещение светодиодными лампами.

Перед экзаменом ученик должен связаться с организаторами и уточнить, как ему будет удобнее работать: с проекторами и специальным освещением, с компьютерами или специальным шрифтом, нужна ли ему лупа.

На экзамене таким детям предоставляется ассистент, который будет помогать в решении любых вопросов по заполнению бланков.

При вынесении решения о сдаче экзамена создается тифлокомиссия, все члены которой владеют шрифтом Брайля. Процесс проходит под строгим наблюдением ФИПИ и Рособрнадзора для максимального удобства детей.

Экзамен для аутистов

Создание особых условий для этой категории экзаменующихся обеспечивает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Часто для сдачи экзамена детям с ОВЗ дополнительно предлагают ассистента, компьютер и планшет для набора текста.

Наиболее важно добиться тьютора для аутиста – это ассистент, который будет помогать и общаться с окружающими вместо аутиста, оказывать бытовое содействие, но при этом не вмешиваться в экзаменационный процесс.

Задача тьютора – минимизировать стресс у человека с синдромом аутизма из-за экзамена и убедиться, что тот правильно воспринял материал, определился с целями и выполнил предложенные задания.

Цель ассистента/тьютора – оказать помощь в следующих действиях:

  • занять рабочее место;
  • передвигаться по аудитории;
  • прочитать задание;
  • перенести ответы на экзаменационные бланки;
  • зафиксировать ответы;
  • убедиться в наличии специальных технических средств (брайлевская печатная машинка, лупа, чертежные инструменты и т.д.).
Советуем прочитать:  Инкомус - Личный кабинет официальный сайт

Решение проблемы возможно через выявление особенностей человека: например, при нарушении функции письма у него могут отсутствовать проблемы с печатью на компьютере.

Чаще всего детям-аутистам предлагают одни и те же задания в нескольких вариантах выполнения. Это не облегчает их задачу, а лишь помогает понять их умения и навыки, чтобы выбрать наиболее доступную форму экзамена.

Как видите, особых условий и льгот детям с ОВЗ не предоставляют – лишь облегчают некоторые моменты, приравнивая возможности и делая экзамен более конкурентоспособным.

В дальнейшем у детей с ограниченными возможностями здоровья будет вполне обычная студенческая жизнь — с трудностями и стрессами во время сессии. Сервис студенческой помощи оказывает поддержку всем без исключения, предоставляя равные возможности для получения образования и прохождения итоговой аттестации.

Более подробную информацию о проведении экзаменов для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья можно найти в этом видео:

Мы поможем сдать экзамены на отлично и без пересдач

  • Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа от 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость

Наталья — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Она верит во все цвета радуги и не верит в теории мирового заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Предыдущая статья: Колледжи электроники в Москве, Санкт-Петербурге и России: список, специальности, проходные баллы Следующая статья: Письмо по английскому языку на ЕГЭ: как писать, темы, клише, шаблоны, критерии

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector