К детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) относят тех, у кого установлена инвалидность или есть какие-либо нарушения психического или физического развития, как постоянного, так и временного характера. Это могут быть проблемы со зрением, слухом, речью, патологии опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость, задержка психического развития (ЗПР), аутизм и другие. Для таких детей требуются особые условия воспитания и обучения.
Нарушения зрения
В зависимости от степени зрительной патологии можно выделить следующие группы:
- дети, практически не пользующиеся зрением в своей деятельности (острота зрения в очках до 4%);
- слабовидящие дети (острота зрения в очках 5-40%);
- дети с пониженным зрением (острота зрения в очках 50-80%).
Нарушения слуха
Ограничение слуховой функции у ребенка может быть вызвано стойкими двусторонними нарушениями:
- тугоухость, затрудняющая устное речевое общение;
- глухота, делающая устное общение невозможным.
Тугоухость характеризуется стойким снижением слуха, степень которого может варьироваться: от небольших затруднений при восприятии слов, произносимых шепотом, до серьезных ограничений в восприятии речи средней громкости. Дети с тугоухостью считаются слабослышащими. Глухие дети имеют более глубокие нарушения слуха, которые, как правило, являются врожденными или приобретенными в младенчестве.
Речевые нарушения
Речевые патологии могут быть разной степени тяжести и приводить к нарушению коммуникативных и познавательных функций речи. Иными словами, из-за этих отклонений ребенок не может использовать речь для общения и познания мира.
При этом такие дети обладают нормальным слухом и зрением и не имеют интеллектуальных нарушений. Это отличает их от детей с речевыми нарушениями при олигофрении и ЗПР, а также от детей с патологиями зрительной и слуховой систем.
Умственная отсталость
Диагноз «умственная отсталость» ставится детям с постоянными и необратимыми нарушениями психического развития, преимущественно в интеллектуальной сфере.
Эти нарушения обычно формируются на ранних этапах развития или еще в утробе матери и связаны с органической недостаточностью нервной системы.
Патологии опорно-двигательной системы
К детям с ОВЗ также относят тех, у кого имеются патологии двигательной функции. Например:
- нарушения координации движений;
- искажение двигательного темпа;
- ограничение подвижности и т.д.
Эти нарушения могут значительно затруднять выполнение двигательных актов или делать их невозможными. Они могут быть как врожденными (аномалии развития опорно-двигательного аппарата), так и приобретенными (травмы и т.п.).
Помощь детям с ОВЗ
Статистика показывает, что успешная компенсация нарушений у детей с ОВЗ напрямую зависит от своевременного начала коррекционной работы.
Благодаря пластичности детской нервной системы и ее способности реагировать на внешние воздействия, ранняя диагностика и коррекция могут привести к значительным результатам. Основные усилия родителей и специалистов направлены на создание оптимальных условий для психического развития ребенка и его социальной адаптации.
Рекомендации для родителей
Родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), необходимо учитывать, что развитие и обучение таких малышей требует регулярных занятий, которые рекомендуется начинать как можно раньше.
Например, при наличии у ребенка речевых нарушений важно помнить, что развитие речи — это сложный и постепенный процесс, который может сопровождаться различными трудностями. Осваивая речь, ребенок многое перенимает от близких ему людей. Поэтому, общаясь с малышом, старайтесь разговаривать с ним «лицом к лицу». Следите за тем, чтобы ваша речь была четкой, простой, емкой и лаконичной. Это поможет ребенку научиться правильно координировать свои речевые органы. Избегайте сложных грамматических конструкций, которые трудно усваиваются детьми.
Чтобы вовлечь ребенка в процесс овладения речью, поощряйте его инициативу. Просто следуйте за ним: называйте предметы, на которые он смотрит или которые берет в руки. Постоянно озвучивайте то, что делаете сами, объясняя свои действия.
Для развития способности различать звуки полезными окажутся игры типа «Угадай, что прозвучало», «Кто так говорит?» и т.д. Чтобы улучшить артикуляцию, обучите ребенка гимнастике для языка.
Не менее важна и стимуляция пальцев рук. Дело в том, что зоны коры мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, расположены в непосредственной близости друг к другу. Таким образом, стимуляция одной зоны ведет к активации другой. Для этой цели можно использовать игры с крупой, лепку, нанизывание бусин на веревку, вкладывание форм в прорези и т.д.
Занятия с ребенком будут гораздо более эффективными, если они проходят в интересной для него форме: в играх, повседневных занятиях и т.д. Старшим детям рекомендуется больше читать, рассказывать наизусть, петь, разыгрывать спектакли.
В целом, дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе со стороны взрослых. Не стоит быть слишком строгими и требовать от них невозможного. Относитесь с пониманием к ограничениям ребенка, но при этом старайтесь сделать все необходимое для компенсации имеющихся нарушений.
Как дети-инвалиды и дети с ОВЗ сдают ЕГЭ/ОГЭ в 2025 году
Каждый ученик волнуется перед сдачей экзамена: взял ли нужную ручку, можно ли использовать линейку и т.д. Представьте, каково приходится тем, кому нужны особые условия — людям с ограниченными возможностями. В их головах еще больше страхов и вопросов.
На нашем телеграм-канале и в группе вы найдете много полезной информации и акций. А здесь мы расскажем, к чему готовиться детям-инвалидам при сдаче единого государственного экзамена, какие трудности могут их ожидать и к чему быть готовыми.
ЕГЭ или ГВЭ?
ОГЭ и ЕГЭ для детей-инвалидов проводятся на общих основаниях (как и всегда), но с особыми условиями.
Дети-инвалиды могут выбирать, что им сдавать: Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) или Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Разница в том, что первый экзамен проходит не в виде теста, а в виде ответа на билет или устно.
Специалисты считают, что такая форма сдачи будет более комфортна для людей с повышенным уровнем тревожности.
Однако есть и минус сдачи такого экзамена: результаты ГВЭ не учитываются при поступлении в вуз. Поэтому всем желающим абитуриентам придется сдавать отдельно вступительные экзамены.
Если всех участников экзамена проверяют на металлоискателе, то ребенка с ОВЗ в зависимости от диагноза могут освободить от этой процедуры. Например, если у него с собой кардиостимулятор, слуховой аппарат, медицинский прибор или препараты для экстренной медицинской помощи и т.д.
Особые условия и льготы
Ученикам с ОВЗ предоставляются особые льготы при сдаче ЕГЭ.
Первая и основная — им предоставляется больше времени на выполнение любых письменных заданий. Детям-инвалидам добавляют 1,5 часа. На устных экзаменах по желанию учащегося могут добавить 30 минут.
Вторая льгота включает организацию дополнительного питания и перерывов. Это необходимо для того, чтобы во время перерывов можно было провести требуемые профилактические или лечебные мероприятия.
Для того чтобы ученик мог воспользоваться предусмотренными условиями и льготами, он должен предъявить соответствующий документ, подтверждающий его право на особые льготы и условия. Достаточно будет справки об инвалидности или её копии.
Остальные льготы и особые условия зависят от характера заболевания:
- Для слабослышащих детей предоставляют приборы для усиления звука. Глухим обеспечивают услуги сурдопереводчика.
- Детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата предоставляют доступ к аудиториям, туалетам и другим необходимым помещениям с пандусами, поручнями, лифтами и расширенными дверными проемами. При отсутствии таких условий в здании экзамен для таких детей должен проводиться на первом этаже.
Если по состоянию здоровья ребенок не может покидать дом или больницу и находится на длительном лечении, комиссия обязана организовать сдачу экзамена в больнице или на дому.
Если ученик подает апелляцию, то при рассмотрении дела глухого или слабослышащего ученика привлекается сурдопереводчик, а для слепого – тифлопереводчик.
Апелляцию в этом случае должен подавать не только сам ученик, но и его законный представитель (родители, опекуны, представители социальных служб).
Экзамен для людей с нарушениями зрения
Чтобы проверить знания таких учеников, используются задания, выполненные рельефно-точечным тактильным шрифтом Брайля. Если ученик недавно лишился зрения, ему предлагают использовать компьютер с синтезатором речи и специальное освещение светодиодными лампами.
Перед экзаменом ученик должен связаться с организаторами и уточнить, как ему будет удобнее работать: с проекторами и специальным освещением, с компьютерами или специальным шрифтом, нужна ли ему лупа.
На экзамене таким детям предоставляется ассистент, который будет помогать в решении любых вопросов по заполнению бланков.
При вынесении решения о сдаче экзамена создается тифлокомиссия, все члены которой владеют шрифтом Брайля. Процесс проходит под строгим наблюдением ФИПИ и Рособрнадзора для максимального удобства детей.
Экзамен для аутистов
Создание особых условий для этой категории экзаменующихся обеспечивает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Часто для сдачи экзамена детям с ОВЗ дополнительно предлагают ассистента, компьютер и планшет для набора текста.
Наиболее важно добиться тьютора для аутиста – это ассистент, который будет помогать и общаться с окружающими вместо аутиста, оказывать бытовое содействие, но при этом не вмешиваться в экзаменационный процесс.
Задача тьютора – минимизировать стресс у человека с синдромом аутизма из-за экзамена и убедиться, что тот правильно воспринял материал, определился с целями и выполнил предложенные задания.
Цель ассистента/тьютора – оказать помощь в следующих действиях:
- занять рабочее место;
- передвигаться по аудитории;
- прочитать задание;
- перенести ответы на экзаменационные бланки;
- зафиксировать ответы;
- убедиться в наличии специальных технических средств (брайлевская печатная машинка, лупа, чертежные инструменты и т.д.).
Решение проблемы возможно через выявление особенностей человека: например, при нарушении функции письма у него могут отсутствовать проблемы с печатью на компьютере.
Чаще всего детям-аутистам предлагают одни и те же задания в нескольких вариантах выполнения. Это не облегчает их задачу, а лишь помогает понять их умения и навыки, чтобы выбрать наиболее доступную форму экзамена.
Как видите, особых условий и льгот детям с ОВЗ не предоставляют – лишь облегчают некоторые моменты, приравнивая возможности и делая экзамен более конкурентоспособным.
В дальнейшем у детей с ограниченными возможностями здоровья будет вполне обычная студенческая жизнь — с трудностями и стрессами во время сессии. Сервис студенческой помощи оказывает поддержку всем без исключения, предоставляя равные возможности для получения образования и прохождения итоговой аттестации.
Более подробную информацию о проведении экзаменов для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья можно найти в этом видео:
Мы поможем сдать экзамены на отлично и без пересдач
- Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
- Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
- Курсовая работа от 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
- Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость
Наталья — контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Она верит во все цвета радуги и не верит в теории мирового заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Предыдущая статья: Колледжи электроники в Москве, Санкт-Петербурге и России: список, специальности, проходные баллы Следующая статья: Письмо по английскому языку на ЕГЭ: как писать, темы, клише, шаблоны, критерии