Долгое время считалось, что вышка является символом статуса. До сих пор диплом считается престижным, а предстоящих выпускников пугают фразой «плохо сдашь ЕГЭ — не поступишь в ВУЗ». Но на самом ли деле это так важно?
Если вы соискатель без образования
Соискатели без высшего образования сталкиваются со следующими сложностями:
- Их часто сразу отсеивают («Смотрим всех, у кого есть высшее образование»);
- Многие кандидаты испытывают стеснение на собеседованиях и приукрашают свои навыки в резюме;
- Они могут быть не в выигрыше перед кандидатом с высшим образованием в конкурентной борьбе.
Еще одна версия этой проблемы — отсутствие специализированного образования. Например, человек, который раньше занимался дизайном, решил перейти в IT-сферу и начал самостоятельно изучать программирование, но никогда не получал технического образования. Работодатели могут отклонить резюме только из-за отсутствия соответствующего диплома.
Существуют должности, где очень важны конкретные и узкие профессиональные навыки, однако многие соискатели даже не получают возможности продемонстрировать себя.
Какая на самом деле польза от высшего образования?
Опрос, проведенный службой исследований HeadHunter среди более 12 000 работников, выявил следующие результаты. По мнению тех, кто получил высшее образование, главным достижением во время учебы является развитие интеллектуальных способностей. Так считают 60% опрошенных. В то же время, люди среднего профессионального образования утверждают, что основным результатом их обучения стало овладение конкретными профессиональными навыками (65%).
Согласно современным представлениям о необходимых компетенциях для успешной работы, важны как конкретные умения, так и метанавыки, которые обычно относятся к «общему развитию». Таким образом, и высшее, и среднеспециальное образование имеют свои преимущества. Однако стоит отметить, что помимо выбора между университетом и колледжем, существует множество других вариантов для обучения.
Мы захотели узнать у работодателей и сотрудников, насколько важным является образование при трудоустройстве.
Евгений Смирнов
Для меня не имеет значения, есть ли у сотрудника диплом или нет. Честно говоря, я даже не знаю, кто из моих сотрудников имеет высшее образование, а кто нет. Я точно знаю только о двух человеках, так как они закончили тот же факультет университета, на котором я учился.
В современном мире образование уже не является гарантией навыков или квалификации соискателя. Программы любого российского ВУЗа, особенно в сфере IT, значительно отстают от рынка. Поэтому большинство хороших разработчиков начинают работать еще со студенческих лет, чтобы к окончанию обучения иметь 4-6 лет опыта работы в индустрии, заместо красивого диплома.
У меня есть информация о нескольких моих коллегах, которые прекратили обучение в вузах (даже в престижных учебных заведениях Санкт-Петербурга), потому что считали этот процесс бесполезным для карьерного роста.
Современная и успешная компания оценивает кандидата не по наличию диплома, а по его навыкам и знаниям (hard skills) и социально-эмоциональным навыкам (soft skills), а также по рекомендациям. Я бы советовал уходить из компании, где требуют высшее образование как обязательный критерий, потому что такие компании обречены на вымирание, как динозавры.
Мария Кочакова
Когда я принимался за свою первую работу, там требовалось иметь гуманитарное образование, вроде филфака или журфака, а также красный диплом. К счастью, у меня был именно такой диплом, и я думаю, что это сыграло свою роль. Хотя это требование было довольно странным и сокращало количество возможных кандидатов. Однако наличие красного диплома добавило мне очков.
Мое образование филолога — знание русского языка, начитанность и опыт преподавания сценарной работы в компьютерных играх — очень пригодилось мне в моей профессии сценариста игр и преподавателя сценаристики. Хотя я не осваивал сценарное искусство в университете, только на практике. Но филологическое образование — изучение литературы, лингвистики и русского языка — оказалось очень полезным.
В данный момент я занимаюсь преподаванием фундаментальных гуманитарных знаний техническим специалистам на частных онлайн-курсах. Я обнаружил, что многие люди, обращающиеся к нам, не имеют никакой базы в гуманитарных науках. К примеру, им необходимо освоить сложный и обширный объем знаний по мифологии, который студенты филологического факультета изучают уже на первом курсе.
Тем не менее, чтобы стать сценаристом, диплом сценариста необязателен. Однако гуманитарное образование будет весьма полезным. Периодически я нанимаю сотрудников на различные задачи внештатно, исходя только из выполнения тестового задания и опыта, указанного в резюме, без принятия во внимание образование.
Елена Савчук
Руководитель направления организации мероприятий и взаимодействия с клиентами в компании HeadHunter
Я так и не закончила университет: я дважды поступала в вузы и оба раза уходила с первого курса спустя примерно полгода. Мне казалось, что я уже взрослая, работаю и зарабатываю деньги, поэтому мне нечего было делать там. Из-за работы я не могла посещать семинары, возникали проблемы с допуском к экзаменам, я очень нервничала и в итоге пришла к выводу, что учеба не для меня.
Я уже 17 лет работаю. На каждом собеседовании я себя стеснялась и скрывала, что я не имею высшего образования. Что вернее, я не скрывала, а предоставляла ложную информацию — я говорила, что у меня есть незаконченное высшее образование. Или я говорила, что есть диплом, но его нужно искать — из-за переезда документы были потеряны. В такие моменты я себя чувствовала очень неловко и старалась как можно скорее переключить разговор.
Работодатели не напоминали мне о дипломе, и вопрос о нем постепенно уходил на задний план. В общем, проблем не возникало, за исключением некоторых нравственно-этических.
В моём случае отсутствие диплома никак не влияет на рабочий процесс. Уже более 10 лет я занимаюсь организацией бизнес-форумов и конференций, а этому не учат в вузах. Всю необходимую информацию я получила на практике и через обмен опытом с коллегами. В данный момент сама могу консультировать любого, кто нуждается в помощи в этой области.
Так нужен ли диплом?
Сегодня высокая гибкость карьеры становится всё более популярной стратегией профессионального развития. Многие специалисты успешно меняют направление своей карьеры, переучиваясь и открывая для себя новые сферы деятельности. В то же время, возможностей для образования и самообучения становится с каждым годом всё больше. В качестве альтернативы традиционному образованию, которое требует нескольких лет, можно выбрать массовые онлайн-курсы, занятия с репетиторами и, конечно же, практику. Готовые проекты, которые я реализовала, — это уже интересная тема для обсуждения на собеседовании.
Будущее образовательной системы будет характеризоваться развитием и усложнением, а привычные этапы и статусы потеряют свою значимость. Однако уже сейчас работодателям следует обращать внимание на конкретные навыки и таланты, а соискателям рекомендуется иметь готовые проекты и рекомендации, которые говорят больше о их успехах, чем оценки в дипломе.
Вы когда-нибудь сталкивались с требованиями об образовании при отборе на работу?
Предложения о работе
- Поиск кандидатов
- О компании
- Поддержка
- Доступные вакансии
- Реклама на сайте
- Требования к программному обеспечению
- Безопасность на Jobberman
- Партнеры
- Инвесторы
- Каталог компаний
- Работа по профессиям
- Работа рядом с общественным транспортом
- Готовое резюме
- Все услуги на нашем сайте
- Определение профессиональной направленности
- Повышение видимости резюме
- Желание работать у нас
- Календарь производственных праздников
- Экспертное мнение и рекомендации
- Тенденции на рынке труда
- Жизнь в нашей компании
- Информационные Технологии проектов
- Рейтинг лучших работодателей в России
- Карьера для молодых профессионалов
- Обучение в нашей Школе программирования
- Развитие карьеры в некоммерческом секторе
Используйте наши уведомления через боты
- Этика и соответствие политике
- Предоставление услуг
- Пользование сайтом
- Защита личных данных
- Пользовательское соглашение
Рекомендательные технологии используются на нашем ресурсе hh.ru (информационные технологии, которые собирают и анализируют данные о предпочтениях пользователей в сети Интернет на территории Российской Федерации).