Идеальный экзамен — это когда кандидат знает все, уверен в себе, не боится преподавателя и может красиво и четко изложить свои мысли… Как правило, это мечта. Такое случается крайне редко.
Рассмотрим очень распространенный случай — глобальное отсутствие знаний. На протяжении всего семестра студент должен посещать хотя бы некоторые лекции, но ни разу не заходит в аудиторию. Все время, отведенное на подготовку к экзаменам, он будет тратить на зубрежку чужих конспектов и книг, рекомендованных профессором. Но, увы… . времени не хватает, а чушь из учебника так и не приходит в голову.
И бывает так, что студент старается изо всех сил, но урок не дается. А самое обидное, что зачастую это второстепенный предмет, не имеющий никакого отношения к выбранной специальности.
Но вы должны сдать экзамен! Что нужно сделать?
Любой человек, сдающий экзамен, знает, что первое, чего не выносят профессора, — это молчание. Если студент молчит, смотрит на экзаменатора глазами бедной преданной собаки, очень умной и сообразительной, и не проявляет никаких речевых талантов в течение следующих 30 секунд, такое «собачье» поведение вызовет только разочарование и автоматически снизит шансы на сдачу экзамена.
Поверьте, экзамены — это не веселый день для профессоров. Экзамены — это утомительный производственный процесс, и они всегда хотят провести их без задержек и проблем.
Молчаливые студенты — это проблема. А все проблемы хочется устранить. Самый простой способ решить эту проблему — поставить им две оценки и дать возможность «выучить содержание». Это быстро и не требует много энергии. Поэтому молчание на экзаменах — это неудачная методика, обреченная на провал. […] […] […] […]
В этом отношении весьма показателен старый студенческий анекдот. У студента, сдававшего экзамен по биологии, было время выучить только один билет о блохах. К сожалению, больше он ничего не знал. К счастью, ему задали вопрос о коровах. Студент уставился на преподавателя и начал. Коровы — замечательные животные! Они дают молоко. Из него также делают сыр, масло и шкуры. У нее есть рога, а тело покрыто шерстью. А в шерсти живут блохи. Блохи — это животные…» — И это было все о блохах, очень подробно. Доктор был удивлен таким ответом и задал дополнительные вопросы О собаках. «О, собаки… — обрадовался студент. — Собаки — это животные и друзья человека. Они защищают дома, стаи, квартиры и отдельных людей. Собаки покрыты шерстью. А в их шерсти живут блохи. Блохи — это такие животные…» Подобная ситуация повторилась еще с несколькими вопросами. Наконец учительница не выдержала. ‘Тогда расскажите мне про рыбу! ‘ — объявил он, думая, что поймал ученика. Сам он стал еще более возбужденным. «Рыбы — это животные, которые живут в подводной среде, — радостно улыбаясь, сказал ученик. — Они покрыты чешуей. Но если они покрыты шерстью, то в шерсти живут блохи. С другой стороны, блохи — это такие животные…» .
Студент, который знает хотя бы одну блоху, не провалит экзамен. Если, конечно, он не растеряется и не начнет говорить, не изображая из себя умного и преданного пса. Он хороший пес, но очень тихий.
На самом деле этот анекдот — прямое руководство к действию и рецепт, как сдать экзамен с минимальными знаниями.
На самом деле ни один профессор не настроен завалить студента на экзамене (если только у него нет личной неприязни). Профессора готовы слушать о блошиных прыжках — ведь это демонстрация хоть каких-то знаний. А значит, можно поставить положительную оценку, даже если она низкая (если студент не знает о блохе абсолютно ничего, кроме ее физиологии). В то же время не нужно тратить время на то, чтобы разбираться с этим студентом на повторном тестировании.
Каждый студент должен помнить, что преподаватель заинтересован в положительной оценке. И только от студента зависит, сможет ли экзаменатор дать такую оценку. Помните — он очень, очень хочет это сделать! Необходимо немного помочь.
Несколько слов о личных неприятиях учителей. Спровоцировать их не так уж сложно. В конце концов, учителя тоже люди (принимая это утверждение как служебное). К сожалению, есть несколько студентов, которые воспринимают это утверждение как теорему и даже не доказывают его. При этом они не учитывают особенности характера конкретного преподавателя. Более того, они считают, что в этом нет необходимости. Что ж, да, но чисто человеческие черты характера могут подвести.
Например, представим, что экзаменатор — это женщина бальзаковского возраста. Ее дочь не вышла замуж, а сын нашел приличную работу и потихоньку спивается. Разумеется, она увидит студента, оставшегося с мужем, а студентку — представительницу «неподходящей» группы, похожую на ее сына или жениха.
Студент может предстать врагом ее сына в роли претендента на вакантное место в приличной компании. И соперник будет успешен.
Поймите, наша дама — очень милый человек. Ей есть смысл вредить. Поэтому незачем наступать на ее болевые точки! Самая красивая студентка может притвориться серой мышкой, чтобы избежать дже. Самые успешные и уверенные в себе студенты могут на полчаса притвориться застенчивыми юнцами. Это снимет проблему для экзаменатора.
Распознать особенности личности учителя не так уж сложно. Они проявляются в процессе преподавания. И даже если невозможно сформулировать оттенки личной жизни экзаменатора, по крайней мере, можно сказать наверняка: если он любит успешных учеников или предпочитает скромных подростков, если следит за модой (иначе на экзаменах, где используется «инновационная» одежда раз в год, лучше вспомнить старые «пионерские» виды:), их высокие стандарты (если у экзаменатора зарплата на 5, не стоит брать на экзамены дорогую одежду)… Краткие наблюдения за преподавателями могут дать много информации.
Есть одна проблема, которую нельзя решить, наблюдая за учителями и их большими познаниями в физиологии блох, — страх перед публичным выступлением. Многие люди считают, что в некоторых случаях легче умереть, чем выступать перед публикой. Испытание — это выступление перед аудиторией, которая выглядит как можно более неуместно.
Однако на практике преподаватель откровенно дружелюбен! Он мечтает как можно скорее подтянуть вас до (позитив!). оценку (положительную!). и выбросить экзаменационные задания. Поэтому все, что вам нужно сделать, — это убедить себя в этом.
В этом вам помогут несколько упражнений. Например, мы рекомендуем довести «страх сцены» до абсурда, до дрожи в коленях и нервной икоты. Тогда, когда страх достигнет своего апогея, станет очевидно — оно того не стоит.
Бояться не стоит, ничего страшного не произойдет. Принимать транквилизаторы перед экзаменом не стоит. Даже безобидная валерьянка способна замедлить реакции и облегчить мыслительные процессы. Общепит», который кажется желанным для многих нервных студентов, не приведет к успеху. Гораздо лучше расслабиться и дышать по системе 8-4-8 (эффект постингаляционного расстройства). Это успокоит вас и очистит мозг, а не прислушается к нему, как это делает валериана. Хороший тест!