Подать жалобу в налоговую через интернет стало возможным относительно недавно. Однако этот метод обжалования действий или решений налоговых органов и их сотрудников приобретает всё большую популярность благодаря своей удобности и быстроте. Рассмотрим, какие правовые нормы регулируют данный процесс, как он реализуется, и основные правила составления и отправки жалобы онлайн.
- Законодательное регулирование
- Создание онлайн-жалобы
- Процесс подачи жалобы на налоговую инспекцию онлайн: ключевые правила
- Заключение
Законодательное регулирование
Возможность подачи жалобы на налоговую инспекцию в режиме онлайн появилась у налогоплательщиков с принятием закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ, который внес изменения в п. 1 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ (далее — НК), регулирующий форму документа для обжалования. В соответствии с новой нормой (вступила в силу 02.06.2016), наряду с обычным письменным документом, были введены две новые формы налоговой жалобы:
- в виде электронного документа, направляемого в налоговый орган через телекоммуникационные каналы связи (например, по электронной почте);
- путем заполнения специальной формы на сайте ФНС в личном кабинете налогоплательщика — физического лица или организации.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 139.2 НК, Федеральная налоговая служба должна установить порядок подачи документов об оспаривании их действий и решений в электронной форме, а также утвердить форматы таких документов. Однако на данный момент отсутствует какой-либо нормативный документ, регулирующий эти вопросы.
Таким образом, желающие подать жалобу в налоговую через интернет, используя обратную связь личного кабинета налогоплательщика, должны следовать правилам пользования и работы сайта nalog.ru. На данный момент это наиболее оптимальный способ, так как система полностью автоматизирована, что исключает возможность выполнения действий, противоречащих требованиям налоговой службы. Подать же жалобу в налоговую инспекцию через интернет иными способами, даже с использованием современных средств связи (включая электронную почту), сложно из-за отсутствия конкретной регламентации.
На нашем форуме можно найти ответы на любые вопросы, возникающие в процессе взаимодействия с налоговыми органами. Например, в этой ветке можно узнать, как пояснить убыток для налоговых органов и обязательно ли это делать.
Создание онлайн-жалобы
Для создания электронного документа, с помощью которого можно обжаловать действия или ненормативные акты налоговиков, необходимо в разделе личного кабинета «Обратная связь» выбрать пункт для направления соответствующей жалобы. После этого в браузере откроется страница, на которой нужно заполнить всю необходимую информацию, включая:
- наименование органа налоговой службы, компетентного рассматривать жалобу (на основании п. 1 ст. 139 НК таким органом является вышестоящий, то есть обычно региональное управление ФНС);
- сведения о заявителе (они указываются автоматически на основании данных, введенных при регистрации в личном кабинете);
- выбор способа получения результата рассмотрения жалобы (мотивированного решения);
- указание вида налогового акта или действий, которые оспариваются на предмет их законности;
- реквизиты решения или иного акта налоговой инспекции, нарушающего законные права заявителя;
- суть обращения (разделяется на две части: первая описывает обстоятельства дела и доводы заявителя, вторая — конкретное требование, например, отмена решения или признание действий незаконными).
Приложение жалобы в виде отдельного документа не требуется и не предусмотрено. Согласно ст. 137 НК, подать жалобу в налоговую онлайн может любое лицо, чьи права были нарушены и которое имеет регистрацию на сайте налоговой службы.
Как обжаловать решение или действия налогового органа, объяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы сделать всё правильно, получите пробный доступ к системе и воспользуйтесь готовым решением.
Как подать жалобу на налоговую инспекцию онлайн: основные правила
Правила подачи электронной жалобы в управление ФНС не регулируются правовыми актами, поэтому они определяются только порядком, установленным на сайте nalog.ru. Имеются некоторые особенности подачи жалобы в электронном виде для физических и юридических лиц, однако основные правила заполнения формы являются общими для всех. Основные правила использования сервиса для подачи жалобы в налоговую инспекцию онлайн включают следующие:
- сервис предлагает выбрать один из указанных органов, а если нужный орган отсутствует в списке, то пользователь может найти его в соответствующем справочнике;
- необходимо заполнить все поля, помеченные звездочкой (незаполнение этих полей приведет к невозможности отправки документа);
- если в информации о налогоплательщике обнаружена недостоверная информация, необходимо подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию для её исправления;
- если обжалуется акт, то обязательно указание его реквизитов;
- заявитель может получить ответ по почте или в личном кабинете (выбор способа получения ответа осуществляется при подаче жалобы);
- документ должен быть подписан электронной подписью, которая оформляется по разным правилам для физических лиц (удаленно, в течение нескольких минут или часов) и юридических лиц.
Выводы
Таким образом, подать жалобу на налоговую инспекцию онлайн можно через специальный сервис обратной связи в личном кабинете налогоплательщика. В отсутствие регламентации на уровне правовых актов формирование такой жалобы осуществляется согласно правилам, установленным на сайте налоговой службы.
Дополнительно о процессе обжалования можно прочитать: